Применение радионавигационной системы і ближней навигации
Угломерно-дальномерная радионавигационная система (РСБН) предназначена для решения задач ближней навигации и посадки. Система представляет комплекс наземного и бортового оборудования. Наземное оборудование состоит из радионавигационной станции РСБН-2Н (РСБН-4Н, РСБН-6Н) и посадочной радиомаяч — ной группы ПРМГ. Бортовое оборудование РСБН может иметь различные варианты и входить в состав комплексной навигационной системы. Наземное оборудование позволяет получать на индикаторе кругового обзора наземной станции отметки от вертолетов, работающих с данной станцией, и производить их индивидуальное опознавание путем прослушивания работы бортовых командных радиостанций. Наземное и бортовое оборудование системы РСБН в пределах дальности действия системы обеспечивает определение удаления вертолета от наземной станции и его азимута, измеряемого от северного направления истинного меридиана, проходящего через нее.
Максимальная дальность действия системы РСБН достигает 370 км и зависит от высоты полета. Дальность действия системы в зависимости от высоты полета, типа наземной станции и режима работы приведена в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Режим работы |
Высота полета, м |
Дальность действия, км |
Тип наземного радиомаяка |
Навигация |
250. |
40 |
РСБН-2Н |
500 |
35′ |
УДАРМ |
|
10Ш |
100 |
РСБН-4Н |
|
3000 |
190 |
РСБН-6Н |
|
5000 |
310 |
РСБН-6Н |
|
Посадка |
300 |
20 |
ПРМГ-4 |
юоо |
80 |
ПРМГ-4 |
Точность работы системы РСБН характеризуется погрешностями измерения текущих полярных координат вертолета, его азимута и наклонной дальности. При этом точность их определения на земле характеризуется погрешностью измерения азимута оА = 1° и дальности сгД=2,5 км. Точность измерения полярных координат на борту вертолета в зависимости от типа наземной станции РСБН и режима работы бортового оборудования приведена в табл. 8.2.
Пропускная способность системы РСБН по азимутальному каналу неограниченна, а по дальномерному — ограничена до 100 вертолетов. Величина радиуса нерабочей зоны (воронки) над наземным радиомаяком не более высоты полета.
Режим работы |
Канал измерения |
Погрешность измерения |
Тип наземного радиомаяка |
Навигация |
Азимутальный |
±0|,25° |
РСБЙ-2Н (4Н) |
Дальномерный |
dz(2’0i0′ м+ +0,05% Д, км), м |
РСБН-2Н (4Н) |
|
Посадка |
Азимутальный |
1+ сл о W о |
УДАРМ с приводом СБ |
Дальномерный |
± (20 О1 м+ +0,05% Д, км), м |
РСБН-2Н (4Н) |
|
±(250 м+ +0,05% Д, км), м |
УДАРМ с приводом СВ |
Наземное и бортовое оборудование РСБН, устанавливаемое на вертолеты, позволяет решать следующие навигационные задачи:
— непрерывно и автоматически определять на борту вертолета его местоположение путем измерения текущих значений азимута и наклонной дальности по отношению к выбранной РНТ;
— определять навигационные элементы полета;
— осуществлять полет по любому прямолинейному маршруту (заданному азимуту), проходящему через РНТ, и коррекцию счисленных координат;
— обеспечивать снижение по курсу и глиссаде при заходе на посадку с указанием текущей дальности до точки приземления (ретранслятора дальномера посадочного маяка);
— непрерывно определять на земле полярные координаты вертолетов и осуществлять их индивидуальное опознавание.
В боевой обстановке работе системы РСБН со стороны противника могут создаваться помехи. Поэтому экипаж должен контролировать правильность работы системы по измерениям, выполненным с помощью других средств. Кроме того, при наличии помех следует переходить к использованию наземных станций, работающих па других частотно-кодовых каналах.